Инструкции о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителе


Статья "О проведении предсменных предрейсовых и послесменных послерейсовых медицинских осмотров. Бурцев Научный сотрудник Отделения профилактики среди работников профессий повышенного риска Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии Минздрава России. В СССР с 1960-х годов в отдельных ведомствах инструкции о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителе введены предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств ТС. Например, на железнодорожном транспорте они были введены Указанием Министерства путей сообщения СССР от 24. Поскольку внутриведомственное проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей ТС зарекомендовало себя как эффективная мера снижения показателей автодорожного травматизма, то в 1972 г. Таким образом, с 1972 г. Уже через два года, учитывая высокую эффективность такой профилактики аварийности и автодорожного травматизма на предприятиях, в 1974 г. Минздравом СССР был издан новый приказ от 09. Кроме того, редакцией приказа разрешалось Министрам здравоохранения союзных республик организовать уже вне зависимости от категории населенных пунктов, где они расположены, фельдшерские здравпункты для проведения предрейсовых осмотров в автохозяйствах с числом водителей от 400 человек. В результате проведения указанных осмотров только на предприятиях «Мосавтотранса», в 1978 году по сравнению с предыдущим годом число дорожно-транспортных происшествий ДТПсовершенных водителями ТС в состоянии опьянения, сократилось на 57,9 %. Снижение количеств ДТП и числа случаев автодорожного травматизма, а также высокая экономическая эффективность проводимых предрейсовых медицинских осмотров на один вложенный рубль экономическая эффективность составляла 6-9 рублей способствовали их дальнейшему внедрению в СССР. Так, редакцией приказа Минздрава СССР от 03. В последующем были изданы соответствующие приказы Минздрава СССР и других заинтересованных ведомств Министерства сельского хозяйства СССР, Министерства коммунального хозяйства СССР и др. Вместе с тем, значительное снижение заработной платы медицинского персонала в конце 1980-х гг. С целью восполнить имеющийся дефицит работников, в 1988 г. Государственный комитет по труду и социальным вопросам СССР своим письмом от 18. Подготовка инспекторов, не являющихся медицинскими работниками, проводилась в соответствии с программой, утвержденной совместным письмом Минздрава СССР от 03. В Министерстве путей сообщения СССР и Аэрофлоте СССР обязательность проведения предрейсовых медицинских осмотров работников, управляющих ТС, а также других лиц, участвующих в обеспечении безопасности движения ТС, предусматривалась уставами этих ведомств. С момента вступления в силу положений Федерального Закона от 10. Соответственно, из приведенной нормы Закона следовало, что перечисленные осмотры являются медицинскими. Инструкции о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителе соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановлением Правительства Российской Федерации от 25. С учетом изложенного, в 1999 г. Минздрав России письмо 26. «Об организации осмотров водителей автохозяйств», содержащее программу подготовки немедицинских работников инспекторов по проведению предрейсовых осмотров. Таким образом, с 1999 г. В СССР порядок организации и проведения предрейсовых медицинских осмотров был достаточно подробно регламентирован приказом Минздрава СССР от 29. Вышеуказанные Методические рекомендации включали в себя Типовое положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств и Примерную программу подготовки медицинских работников по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств. В последующем, приказом Минздрава России от 14. Также в 2003 году Минздравом России было опубликовано письмо от 20. Мы не будем более подробно останавливаться инструкции о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителе вышеперечисленных документах, поскольку содержащиеся в них требования, касающиеся как организации порядка проведения предрейсовых медицинских осмотров, так и оформления их результатов в значительной части устарели и частично противоречат друг другу. Согласно постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23. На выявление перечисленных состояний, связанных с ухудшением здоровья водителя и препятствующих безопасному управлению ТС, а также состояния опьянения алкогольного, наркотического или иного токсического и направлено проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей. В отношении водителей ТС вопрос о критериях опьянения решен на законодательном уровне. В соответствии с в ред. Федерального закона от 23. При этом следует отметить, что в отношении водителей порядок как отстранения от управления ТС, так и подтверждения наличия или отсутствия опьянения регламентирован на законодательном уровне статьей и другими подзаконными актами. Вместе с тем, в настоящее время отсутствуют какие-либо нормативно-правовые акты в отношении проходящих предрейсовые медицинские осмотры водителей, в которых содержатся соответствующие действующему Инструкции о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителе положения, в части, касающейся как критериев опьянения, так и обязательного порядка его подтверждения. При этом необходимо учитывать два момента. Во-первых, порядок подтверждения состояния опьянения работника, проходящего предрейсовый медицинский осмотр, должен осуществляться только в рамках медицинского освидетельствования на состояние опьянения алкогольного, наркотического или иного токсического. И, во-вторых, соответствующими нормативно-правовыми актами должна быть установлена ответственность работника, проходящего предрейсовый медицинский осмотр, за отказ от прохождения медицинского освидетельствования. Федеральным законом от 28. Изложенное объясняется тем, что в подавляющем большинстве случаев ДТП с участием общественного транспорта или транспорта, перевозящего опасные инструкции о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителе, относятся к инструкции о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителе ДТП с особо тяжкими последствиями. Согласно определению, используемому при анализе аварийности Государственной автомобильной инспекцией МВД России, к дорожно-транспортному происшествию с особо тяжкими последствиями относится ДТП, в результате которого погибло 5 человек и более, либо получили травмы 10 и более человек. Все вышеизложенное свидетельствует о том, что проводимые предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей ТС являются важной составляющей профилактических мероприятий, направленных на снижение показателей автодорожного травматизма, вызванного в том числе управлениями ТС в состоянии опьянения. Следовательно, в настоящее время весьма актуальной является разработка Минздравом России соответствующего Закону единого Порядка проведения предсменных предрейсовых и послесменных послерейсовых медицинских осмотров, предусмотренного требованиями части 7 статьи 46.

Смотри также